Без заголовка
1. Понятие и предмет гражданского права как отрасли права. Метод гражданско-правового регулирования. Проблема дуализма частного права. Отграничение гражданского права от других отраслей права.
Гражданское право является одной из ведущих отраслей первичного порядка. Круг общественных отношений, регулируемых гражданским правом, обширен и обозначен в п.1 ст.2 ГК. Из данной нормы вытекает следующая дифференциация гражданских правоотношений:
1.Имущественные отношения — имеют экономическое содержание, могут быть оценены в денежной форме и носят как правило возмездно-эквивалентный характер. Объект таких отношений, как правило, — материальное благо.
2.Личные неимущественные отношения — лишены экономического содержания и имеют своим объектом нематериальные блага. До 1 января 2008 года ГК относил к предмету гражданского права не любые личные неимущественные отношения, а только связанные с имущественными. В литературе вопрос о круге личных отношений, регулируемых гражданским правом, продолжает оставаться спорным, законодатель же встал на позицию отнесения к предмету любых личных неимущественных отношений. Вместе с тем, применительно к личным неимущественным отношениям, не связанным с имущественными, необходимо учитывать, что нематериальные блага (объекты отношений) защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из их существа п.2 ст.2 ГК.
Дискуссионным является вопрос о критериях разграничения имущественных и неимущественных правоотношений. Основные подходы:
1.Экономический критерий — в зависимости от наличия или отсутствия экономического содержания.
2.Объектный критерий:
— в зависимости от вида блага (материальное и нематериальное);
— в зависимости от способности блага выступать товаром (с учетом этого нематериальные блага, способные быть товаром, могут выступить объектами и имущественных, и неимущественных отношений).
3.Сочетание указанных критериев.
В настоящее время осуществляется масштабная модернизация гражданского законодательства на основе «Концепции развития гражданского законодательства РФ».
В рамках данного реформирования к предмету гражданского права теперь прямо отнесены корпоративные отношения, под которыми понимаются отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (при этом они не сводятся к обязательствам).
Предмет гражданского права составляют не любые имущественные и личные неимущественные отношения, а только те, которые основаны на равенстве сторон, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Данный критерий позволяет отделить гражданско-правовые отношения от имущественных и неимущественных отношений, регулируемых иными отраслями. Следует учитывать, что к имущественным отношениям, основанным на властном подчинении, гражданское законодательство не применяется, если иное прямо не предусмотрено законодательством (п.3 ст.2 ГК).
Во многих государствах Западной Европы и Латинской Америки исторически сложилась система дуализма частного права, когда наряду с нормами общего гражданского права имеются кодифицированные специальные нормы, регламентирующие торговую (хозяйственную) деятельность, что внешне проявляется в одновременном наличии двух кодексов. Российский законодатель отверг идею о необходимости разработки специального торгового (хозяйственного) кодекса и пошел по пути единства гражданско-правового регулирования. В соответствии с п.1 ст.2 ГК гражданское законодательство регулирует в том числе отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, либо с их участием. Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Метод гражданско-правового регулирования
Основные отличительные черты:
1.Дозволительная направленность, вытекающее из этого правонаделение, т.е. предоставление субъектам возможностей совершения инициативных юридических действий – самостоятельного использования различных правовых средств для удовлетворения своих потребностей и интересов.
2.Юридическое (но не фактическое) равенство субъектов. Означает отсутствие заранее установленной власти одних участников гражданско-правовых отношений к принуждению других, но вовсе не равенство в содержании их конкретных прав и обязанностей (например, в отношениях займа должник не обладает никакими правами: на нем лежит лишь обязанность вернуть долг).
3.Диспозитивность, во-первых, субъектов в приобретении и реализации субъективных прав: граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права свой волей и в своем интересе, во-вторых, большого числа норм гражданского права. Субъекты свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (п.2 ст.1).
4.Имущественный и восстановительный характер мер гражданско-правовой ответственности.
5.Преимущественно судебный порядок разрешения споров (ст.11 ГК). Следует учитывать, что под судом ГК понимает в том числе и третейский суд, однако третейские суды не осуществляют судебную власть и не входят в судебную систему РФ, состоящую только из государственных судов (постановление КС РФ от 26.05.2011 номер 10-П).
Частное право – это та часть объективного права, которая регулирует взаимоотношения частных лиц, основанные на их интересах и реализуемые к их пользе, причем такое регулирование осуществляется в значительной мере с помощью правил диспозитивного, или субсидиарного (восполнительного), а не только императивного (строго обязательного) характера.
Гражданское право наиболее ярко отражает в своих правилах частно-правовое регулирование, защищая сферу частных интересов граждан от произвольного вмешательства государства и предоставляя им широкие возможности саморегулирования складывающихся между ними имущественных и неимущественных отношений.
Вместе с тем частное право не может обойтись без использования императивных правил, в том числе запретов. Так, преимущественно императивный характер носят правила, определяющие правовой статус (положение) участников гражданско-правовых отношений и гражданско-правовой режим некоторых принадлежащих им вещей и имущественных прав (например, гражданско-правовой режим недвижимого имущества и содержание вещных прав).
Признание частного права состоит не в разрешении или исключении вмешательства государства в частные дела своих граждан, поскольку в ряде случаев оно является просто необходимым, а в ограничении этого вмешательства, в установлении для него строгих рамок и форм гражданским законом, т.е. частным правом.
Основной критерий деления права на частное и публичное состоит в характере и способах (методах) воздействия их норм на регулируемые отношения. Частное право построено на началах координации (согласования) деятельности юридически равных участников регулируемых отношений, реализующих собственные (частные) интересы. В отличие от него публичное право построено на принципе субординации (подчинения) неравноправных субъектов, деятельность которых связана с осуществлением государственных и общественных (публичных) интересов.
При этом различие частного и публичного права обусловлено самой природой регулируемых ими отношений. Экономические отношения рыночного товарообмена предполагают предоставление их участникам максимальной (хотя, разумеется, и не безграничной) свободы, стимулирующей их инициативу и предприимчивость.
Гражданское право, составляя во всяком правопорядке основу частного права, регулирует различные отношения граждан и их организаций прежде всего с учетом их частных интересов. Для этого оно должно оформлять данные отношения таким образом, чтобы их участники находились в юридически равном положении по отношению друг к другу, потому что при этом условии они получают достаточно широкую автономию (свободу) воли в выборе конкретного варианта поведения, а основой их равенства и автономии воли является их имущественная обособленность (самостоятельность).
Юридическое равенство участников гражданско-правовых отношений предполагает отсутствие властного подчинения одной стороны отношения другой. Впрочем, положение заведомо более слабой стороны в ряде случаев может и учитываться, например, с помощью особых гражданско-правовых способов защиты интересов граждан-потребителей в их взаимоотношениях с профессиональными предпринимателями.
Автономия воли составляет необходимое условие для принятия частными лицами свободного решения относительно того, вступать ли им в те или иные гражданские првоотношения или нет, с кем именно и на каких условиях. Для того чтобы участники рассматриваемых отношений могли самостоятельно принимать решения об использовании принадлежащего им имущества, чтобы они могли как присваивать полученный от участия в имущественных отношениях доход, так и нести риск возможных убытков, самостоятельно отвечая по своим обязательствам перед другими участниками, их имущественная самостоятельность (обособленность) должна быть максимальной. Поэтому-то они, как правило, и выступают в качестве частных собственников своего имущества.
В сферу гражданского (частного) права включаются и личные неимущественные отношения, связанные с наличием определенных частных неимущественных (нематериальных) интересов. Прежде всего, это многие интересы человеческой личности как таковой (связанные с признанием ее индивидуальности, чести и достоинства, телесной неприкосновенности, тайны личной жизни и т.п.), а также интересы создателей различных нематериальных, духовных благ (например, авторов произведений науки, литературы и искусства). Природа данных отношений также предполагает их частноправовое регулирование. Оно тоже заключается в наделении их участников равным юридическим статусом (положением) и признанием автономии их воли и самостоятельности в правовом оформлении своих взаимосвязей.
В советское время, после отказа от деления права на частное и публичное, из гражданского права в качестве самостоятельных правовых отраслей выделились семейное и трудовое право, «на стыке» гражданского и административного права возникли земельное право и природоресурсное право, а позднее – комплексное (межотраслевое) экологическое (природоохранное) право. Возвращение к традиционным основам правовой системы, базирующейся на принципиальном различии частного и публичного права, потребовало известной переоценки правовой природы этих «смежных» с гражданским отраслей права. Так, после отказа от исключительной собственности государства на землю и разрешения гражданско-правовых сделок с земельными участками соответствующие отношения стали частноправовыми (гражданско-правовыми) и вышли из предмета земельного права. Последнее должно быть сосредоточено теперь не на регламентации чужеродных для этой отрасли вещных прав на земельные участки и их оборота, а на установлении публично-правового режима различных земель (их целевое назначение, кадастровый учет и мониторинг, требования природоохранного характера и т.п.).
Частноправовые начала возрастают и в сфере семейных отношений, о чем, в частности, свидетельствует законодательное признание возможности заключения брачных контрактов. Между членами семьи возникают разнообразные имущественные отношения, с помощью которых семья выполняет функцию экономической ячейки общества. Вместе с тем семейное право всегда характеризовалось преобладанием неимущественных элементов над имущественными и принципом минимального вмешательства государства в семейные отношения (осуществляемого главным образом с целью защиты интересов малолетних или нетрудоспособных членов семьи), а также добровольным и равноправным характером брачно-семейных связей. Поэтому следует говорить о частноправовой природе отечественного семейного права как самостоятельной правовой отрасли.
Международное частное право никогда не утрачивало своей частноправовой природы. От гражданского права его отличают широкое использование международно-правовых норм и возможность применения к регулируемым отношениям правил других (зарубежных) правопорядков, устанавливаемая специальными коллизионными нормами национального права. Международно-правовая «составляющая» данной правовой отрасли, строго говоря, вообще не позволяет полностью включать ее в какую-либо национальную правовую систему. Вместе с тем международное частное право, безусловно, осуществляет частноправовое регулирование отношений, входящих в его предмет.
Трудовое право также построено на началах юридического равенства, инициативы и имущественной самостоятельности участников регулируемых им отношений. В трудовом праве содержится широкий круг социальных гарантий работников, установленных в общественных (публичных), а не только в частных интересах, что влечет известные особенности правового регулирования. Вместе с тем самостоятельность трудового права, как и его тесная генетическая связь с гражданским правом, обычно не подвергается сомнению.
В целом можно считать, что в российском правопорядке в общую систему частного права входят четыре самостоятельные правовые отрасли: гражданское право, семейное право, трудовое право, международное частное право.
Данное положение составляет особенность отечественной системы частного права, поскольку в континентальном европейском праве перечисленные правовые образования обычно рассматриваются в качестве составных частей (подотраслей) гражданского права, а частное право во многих случаях традиционно разделяется на гражданское и торговое (коммерческое) право.
В российском праве никогда не выделялось самостоятельное коммерческое (торговое) право, поскольку для его обособления не было ни исторических, ни социально-политических причин. Конечно, развитая предпринимательская (коммерческая) деятельность немыслима без публично-правового контроля и ряда необходимых ограничений, которые, однако, «не меняют природы коммерческого права как частного, не отменяют действия общих принципов частного права». В отечественном правопорядке коммерческое (торговое) право следует рассматривать в качестве подотрасли (составной части) гражданского права.
Иначе обстоит дело с «предпринимательским (хозяйственным) правом. Абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК прямо устанавливает, что отношения между предпринимателями или с их участием регулирует именно гражданское законодательство. В регулировании предпринимательской деятельности частное и публичное право взаимодействуют, но вовсе не «сливаются» в некую новую «отрасль права», искусственно «объединяющую» юридически разнородные (разноотраслевые) подходы.
Следует признать, что «в России нет, да и не было серьезных предпосылок для дуализма частного права, выделения предпринимательского (хозяйственного) или коммерческого права как самостоятельных отраслей права, основанных на отдельных кодифицированных актах. Предпринимательские отношения многообразны, различны по своей природе и охватывают как частноправовые отношения, регулируемые гражданским, трудовым законодательством, так и публично-правовые отношения, регламентация которых нашла отражение в Налоговом кодексе Российской Федерации, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях и других нормативных актах публичного права».
2. Принципы гражданского права (основные начала гражданского законодательства). Система гражданского права.
Из ГК вытекают следующие основные принципы:
1.Равенство участников гражданских отношений. Проявление принципа см. п.1 ст.17 (способность иметь гражданские права и нести обязанности признается в равной мере за всеми гражданами), п.4 ст.212 (права всех собственников защищаются равным образом), п.1 ст.124 (РФ, субъекты РФ, а также муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами).
2.Неприкосновенность собственности (п.2 ст.235 – недопущение принудительного изъятия имущества у собственника, кроме случаев, установленных законом), возможность принудительного изъятия имущества только по решению суда.
3.Свобода договора (ст. 421 — понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством).
4.Недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Принцип обращен прежде всего к публичной власти и ее органам, вмешательство которых в частные дела допустимо теперь только в случаях, прямо предусмотренных законом. В сфере личных неимущественных отношений данный принцип конкретизируется также в положениях о неприкосновенности частной жизни, о личной и семейной тайне граждан (ст. 23 и 24 Конституции РФ). Реализации требований этого принципа содействуют правила законодательства об имущественной ответственности органов публичной власти за незаконное вмешательство в гражданские правоотношения (ст. 16 ГК), а также о возможности признания судом недействительными актов публичной власти или их неприменении при разрешении спора (ст. 12 и 13 ГК).
5.Необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав (п.2,3 ст.1).
6.Необходимость обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты.
7.Добросовестность:
— при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники отношений должны действовать добросовестно;
— никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного или недобросовестного поведения (п.3,4 ст.1, проявление принципа ст.10 п.4, п.1 ст. 167).
Указанные принципы свидетельствуют о том, что для гражданского права в основе регламентации защиты лежат инициатива и интересы отдельных лиц и в этом смысле гражданское право есть ядро частного права.
Система гражданского права
Нормы гражданского права находятся в определенной системе, образуя внутренне согласованное единство. Отечественное гражданское право придерживается пандектной (а не институционной) системы расположения гражданско-правовых норм. Пандектная система предполагает выделение, во-первых, общих вопросов (лица, сделки, исковая давность и т.д.) и, во-вторых, специальных правил применительно к отдельным блокам. В соответствии с этим гражданские право подразделяют на общую и особенную части.
Общая часть гражданского права включает основные положения о: понятии и принципах гражданского права, о субъектах гражданского права (участниках гражданских правоотношений), понятии осуществления гражданских прав и исполнения гражданских обязанностей, об объектах гражданских правоотношений, возникновении, изменении и прекращении гражданских правоотношений, осуществлении и защите гражданских прав, о сроках в гражданском праве, а также некоторые другие правила общего порядка, применимые ко всем гражданским правоотношениям. Она имеет важное системообразующее значение, ибо наличие развитой Общей части составляет бесспорный признак самостоятельной отрасли права (и наоборот).
С этой точки зрения можно сказать, что все остальные нормы гражданского права составляют его Особенную часть. Но это понятие применительно к гражданскому праву обычно не используется, ибо многообразие составляющих его норм столь велико, что неизбежно требует дальнейшей развернутой дифференциации. Поэтому Особенная часть гражданского права делится на подотрасли – наиболее крупные группировки норм, регулирующих однородные группы отношений и даже имеющих свои общие положения.
В настоящее время общепринято выделение в российском гражданском праве пяти таких подотраслей:
1) вещное право;
2) обязательственное право, которое в свою очередь разделяется на Общую часть, договорное право и внедоговорные (правоохранительные) обязательства;
3) права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (интеллектуальные права);
4) наследственное право;
5) гражданско-правовое регулирование и защита личных неимущественных благ.
Кроме того, в данную систему можно также включить корпоративное право (регулирующее отношения, складывающиеся внутри юридических лиц).
В свою очередь перечисленные подотрасли гражданского права делятся на институты – совокупности норм, регулирующих менее крупные однородные группы общественных отношений. Так, в подотрасли вещного права выделяются институты права собственности и ограниченных вещных прав, а в подотрасли обязательственного права – институты отдельных договорных и внедоговорных обязательств.
Институты разделяются на еще более дробные, мелкие совокупности норм – субинституты, которые, однако, тоже сохраняют единство и однородность своего предмета и своей юридической природы. Например, нормы об отдельных видах договорных обязательств (институты обязательственного права) разделяются на субинституты по отдельным разновидностям соответствующих договоров (институт договора купли-продажи – на субинституты розничной куплипродажи, поставки, контрактации и т.д.; институт договора аренды – на субинституты проката, аренды транспортных средств, финансовой аренды и т.д.).
3. Источники гражданского права: система и общая характеристика. Термин «гражданское законодательство». Примат ГК РФ. Модернизация гражданского законодательства на современном этапе. Обычаи.
Под источником права понимается форма выражения правовых норм, имеющая общеобязательный характер. Господствующей формой (источником) права являются нормативные акты, среди которых приоритетное место занимают законы как акты высшей юридической силы. В гражданско-правовой сфере последние охватываются понятием гражданского законодательства. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 ст. 7 ГК общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и, следовательно, одним из источников ее права. В имущественном обороте известную роль также сохраняют обычаи.
I.Конституция и нормы международного права (см. ст. 7 ГК; постановление Пленума ВС РФ 10.10.2003 номер 5). Применение международных договоров может происходить в двух формах: непосредственно и опосредованно (путем издания внутригосударственного акта) — Женевская вексельная конвенция от 7 июня 1930 г. № 358. Общепризнанные принципы международного права (принцип запрета ухудшения правового положения (дискриминации) иностранных граждан или юридических лиц по сравнению с национальными субъектами права, а также принцип всеобщего соблюдения прав человека и др.).
II.Нормативные акты РФ:
1.Гражданское законодательство — совокупность федеральных законов, регулирующих гражданско-правовые отношения (п. 2 ст. 3 ГК). Иначе говоря, действующий закон придает этому термину весьма узкое значение. Особое место среди законодательства занимает ГК как отраслевой кодификационный акт. Закон установил приоритет (примат) ГК перед иными законами (п.2 ст.3 ГК). Благодаря этому достигается единство гражданского права.
2.Иные правовые акты, под которыми понимаются лишь указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ.
3.Акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Они могут издаваться исключительно в случаях и в пределах, предусмотренных законами и иными правовыми актами (ст.3 ГК).
III.Обычаи ст.5 ГК, ранее обычаи могли касаться исключительно сферы предпринимательства, в настоящее время — любой сферы.
Обычаи имущественного оборота представляют собой сложившиеся в нем в силу неоднократного единообразного применения общепринятые правила поведения, не выраженные прямо ни в законе (нормативном акте), ни в договоре сторон, но не противоречащие им. Закон иногда придает юридическое значение и иным обычаям, сложившимся, например, в сфере вещных отношений (ст. 221 ГК). Обычаи, таким образом, действуют в случаях отсутствия прямых предписаний в нормативном акте или в договоре, т.е. в субсидиарном (восполнительном) порядке. Если условие конкретного договора непосредственно не определено сторонами либо диспозитивной нормой закона, оно определяется обычаями делового оборота (п. 5 ст. 421 ГК).
Наличие и содержание торговых (предпринимательских) и портовых обычаев, принятых в Российской Федерации, свидетельствует Торгово-промышленная палата РФ. Иногда обычаи систематизируются и публикуются в форме примерных условий договоров, применяемых в качестве обычаев делового оборота (п. 2 ст. 427 ГК). В современной международной торговле широко используются правила, содержащиеся в разработанных парижской Международной торговой палатой (МТП) сборниках международных торговых обычаев («Правилах толкования международных торговых терминов Инкотермс», «Унифицированных правилах и обычаях для документарных аккредитивов», «Унифицированных правилах по инкассо» и др.).
При применении гражданско-правовых норм важное ориентирующее значение имеет судебная практика, а именно:
1.Правовые позиции КС РФ.
2.Разъяснения высших судебных инстанций, оформляемые постановлениями Пленумов, в частности постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ 01.07.1996 номер 6/8 «о некоторых вопросах, связанных с применением части 1 ГК».
3.Судебные акты по конкретным делам и обобщения (обзоры) судебной практики.
В российской правовой системе весьма велико значение судебной практики. Судебный прецедент (вступившее в законную силу решение суда по конкретному делу) формально не считается источником права. Однако в ряде случаев высшие судебные инстанции дают разъяснения по содержанию и применению норм действующего законодательства, формулируемые ими в виде общих правил. Так, в соответствии со ст. 126 и 127 Конституции РФ Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ вправе давать «разъяснения по вопросам судебной практики», т.е. по применению законодательства. Если такие разъяснения приняты ими в форме постановлений их пленумов, они становятся обязательными, т.е. содержащими обязательное толкование действующих правовых норм. Эти акты не должны содержать новых норм права, однако закрепленное ими толкование содержания правовых норм является обязательным для соответствующей судебной системы, а тем самым и для сторон различных споров. Важное практическое значение имеют и публикуемые решения по конкретным делам (прецеденты в собственном смысле слова), а также обзоры практики рассмотрения отдельных категорий споров и иные рекомендации высших судебных инстанций. Определенным образом ориентируя суды, а следовательно, и участников судебных споров, они таким образом в значительной мере предопределяют порядок, условия и последствия применения многих гражданско-правовых норм.
Сказанное вполне можно отнести и к актам Конституционного Суда РФ, который в соответствии со ст. 125 Конституции РФ проверяет конституционность законов и некоторых других нормативных актов, а также дает обязательное толкование Конституции РФ. Признанные им неконституционными законы или их отдельные положения утрачивают силу, однако в компетенцию Конституционного Суда РФ не входит ни принятие новых правовых норм, ни обязательное толкование действующего законодательства (кроме Конституции РФ).