Без заголовка
71. Производные основания (способы) приобретения права собственности. Понятия «передачи» и «вручения» вещи.
При таких способах приобретения права собственности имеет место правопреемство (лат. successio – следование, преемство), т.е. переход этого вещного права от одних лиц к другим.
При этом учитывается воля прежнего собственника (отчуждателя вещи), поэтому здесь основания приобретения (возникновения) права собственности у одних лиц одновременно являются основаниями прекращения этого же права у других лиц. Речь обычно идет о различных договорах: купли-продажи, мены, дарения, ренты, аренды с выкупом и т.д., а также о наследовании имущества граждан или о правопреемстве в отношении имущества юридических лиц или публично-правовых образований. При этом важное значение имеет определение момента, в который на приобретателя вещи по договору переходит право собственности. Ведь с этого же момента на него переходят и бремя собственности, и риск случайной гибели или порчи вещи.
Для движимых вещей наш закон в п. 1 ст. 223 ГК определяет этот момент по «системе традиции», или передачи (от лат. traditio – передача), в соответствии с которой такое право переходит на приобретателя в момент фактической передачи ему отчуждаемой вещи. Однако этот момент определен диспозитивно – законом или договором сторон может быть установлен и иной момент такого перехода (например, заключение соглашения, уплата покупной цены, подписание сторонами передаточного акта или наступление иного условия, предусмотренного сделкой, и т.д.).
Закон специально раскрывает и понятие «передача» (ст. 224 ГК). Ею признается не только фактическое вручение вещи приобретателю или сдача ее перевозчику либо в организацию связи для отправки приобретателю, но и фактическое поступление имущества во владение приобретателя или указанного им лица (например, доставка на его склад), а также передача ему товарораспорядительного документа на вещи. Фактическое владение вещью приобретателем к моменту заключения договора о ее отчуждении (например, при выкупе арендованного имущества) приравнивается к ее передаче. Иначе говоря, в такой ситуации заключение договора об отчуждении вещи признается законом и ее одновременной фактической передачей.
На объекты недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации, право собственности у приобретателя в соответствии с п. 2 ст. 223 ГК возникает в момент государственной регистрации перехода прав, а не в момент фактической передачи или в иной момент, определенный соглашением сторон («система регистрации»).
Для достижения юридического результата в виде прекращения права собственности у одной стороны договора и его приобретения (перехода) другой стороной необходимо как заключение (наличие), так и исполнение договора (а для недвижимости – еще и государственная регистрация этих обстоятельств), т.е. сложный юридический состав. При этом стороны договора вправе установить в нем дополнительные (отменительные или отлагательные) условия, а при переходе права собственности на движимую вещь – самостоятельно определить момент такого перехода, т.е. установить последний в цепи необходимых для данного состава юридических фактов.
Фактическая передача движимой вещи сама по себе не является правопорождающим юридическим фактом: она лишь завершает юридический состав, главную роль в котором играет соглашение сторон. Несколько иначе обстоит дело с возникновением права собственности на недвижимую вещь – государственная регистрация перехода этого права от отчуждателя к приобретателю в силу п. 1 ст. 131 и п. 2 ст. 223 ГК определяет не только момент этого перехода, но и его титул (поскольку, не будучи зарегистрированным, договор об отчуждении недвижимости лишен правопорождающего значения). Фактическая же передача недвижимой вещи (например, вручение приобретателю ключей от дома) сама по себе не оказывает влияния на переход права собственности.
72. Классификация и общая характеристика оснований (способов) прекращения права собственности. Приватизация (понятие, правовое регулирование, принципы, порядок осуществления и способы) и национализация.
Виды оснований прекращения права собственности:
1.С возникновением или без возникновения права собственности у другого лица.
2.По воле собственника или помимо его воли. Разновидностью последнего выступает принудительное изъятие имущества, которое допускается лишь в случаях, прямо установленных законом, и по общему правилу является только возмездным.
ГК группирует основания следующим образом:
1.Отчуждениесобственником своего имущества другим лицам.
2.Отказ собственника от права собственности. См. ст.236 ГК. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника до приобретения права собственности другим лицом.
3.Гибель или уничтожениеимущества. Вопрос к семинару: является ли уничтожение сделкой.
4.Утрата права собственностив иных случаях, предусмотренных законом.
4.1.Приватизация — отчуждение находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества в частную собственность. ГК устанавливает приоритет законов о приватизации по отношению к ГК в части положений, регулирующих порядок приобретения и прекращения права собственности (ст.217 ГК). Основной закон в сфере приватизации — ФЗ от 21.12.2001 «О приватизации государственного и муниципального имущества». Данный закон определяет следующие принципы приватизации:
— равенство покупателей;
— открытость деятельности гос власти и местного самоуправления;
— возмездность отчуждения имущества;
— самостоятельность осуществления приватизации муниципального имущества органами местного самоуправления с соблюдением порядка, предусмотренного федеральным законом (см. ст.2 ФЗ).
В роли покупателей могут выступить любые физические или юридические лица, кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, юридических лиц в уставном капитале которых доля публичных образований превышает 25% (см. ст.105 ФЗ).
Приватизация может осуществляться только способами, прямо предусмотренными законом. Ими являются:
— преобразование унитарного предприятия в ОАО — контроль за таким обществом со стороны публичного образования может осуществляться через владение акциями и через использование специального права на участие РФ или субъекта РФ в управлении обществом («золотая акция»). В последнем случае в совет директоров и ревизионную комиссию общества назначается специальный представитель государства, кроме того, государство имеет право вето при принятии на общем собрании акционеров решений по наиболее принципиальными вопросам.
— преобразование унитарного предприятия в ООО.
— продажа имущества на аукционе, является открытым по составу участников, но может быть как закрытым, так и открытым по форме подачи предложения о цене. При аукционе заранее устанавливается и сообщается начальная цена и шаг аукциона.
— продажа акций ОАО на специализированном аукционе. Им признается такой способ продажи акций на открытых торгах, при котором все победители получают акции по единой цене за одну акцию.
— продажа имущества на конкурсе. На конкурсе могут продаваться акции ОАО и доля в уставном капитале ООО, которые составляют более чем 50% уставного капитала, если в отношении указанного имущества покупателю необходимо выполнить определенные условия. Перечень конкурсных условий (например, сохранение рабочих мест) определяется законом исчерпывающе.
— продажа за пределами территории России находящихся в государственной собственности акций ОАО, при этом она может быть осуществлена посредством использования акций в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами.
— продажа акций ОАО через организатора торговли.
— продажа акций ОАО по результатам доверительного управления.
— внесение имущества в качестве вклада в уставные капиталы ОАО. Оно возможно как при учреждении ОАО, так и при размещении дополнительных акций ОАО. Доля акций, принадлежащая публичному образованию в общем количестве обыкновенных акций не может составлять менее чем 25%+1 акция.
— продажа имущества посредством публичного предложения. Осуществляется лишь в случае, если проведенный ранее аукцион был признан несостоявшимся. При данном способе определяются: цена первоначального предложения (не ниже начальной цены на несостоявшемся аукционе); величина снижения цены первоначального предложения (шаг понижения); шаг аукциона на случай представления двух и более одинаковых заявок; минимальная цена предложения (цена отсечения).
— продажа имущества без объявления цены. Она осуществляется, если ранее не состоялась продажа имущества посредством публичного предложения. Начальная цена здесь не определяется вообще, при поступлении предложений от нескольких претендентов, покупателем признается лицо, предложившее наибольшую цену.
Действие закона о приватизации е распространяется на отношения, связанные с отчуждением некоторых видов имущества (см. ст.3 ФЗ), в частности, отчуждение жилых помещений регламентируется Законом РФ от 4 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в РФ» (данная приватизация бесплатна).
Национализация– обратный приватизации процесс принудительного обращения в государственную собственность имущества, принадлежащего физическим и юридическим лицам. Национализация производится на основании специального федерального закона с возмещением стоимости изъятого имущества и других убытков. В настоящее время такой специальный закон не принят.
73. Принудительное изъятие имущества у собственника: основания, порядок, условия и способы.
Статья 238. Прекращение права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать
1. Если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
2. В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.
3. Если в собственности гражданина окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику.
Статья 239. Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится
В случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке.
При этом необходимо доказать, что использование изъятого земельного участка для целей, для которых он изымался, невозможно без изъятия располагающегося на нём объекта недвижимости.
Статья 240. Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей
В случаях, когда собственник культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством, бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения, такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов.
При выкупе культурных ценностей собственнику возмещается их стоимость в размере, установленном соглашением сторон, а в случае спора — судом. При продаже с публичных торгов собственнику передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение торгов.
Статья 241. Выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними
В случаях, когда собственник домашних животных обращается с ними в явном противоречии с установленными на основании закона правилами и принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным, эти животные могут быть изъяты у собственника путем их выкупа лицом, предъявившим соответствующее требование в суд. Цена выкупа определяется соглашением сторон, а в случае спора — судом.
Статья 242. Реквизиция
1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).
2. Оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена им в суде.
3. Лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества.
Статья 243. Конфискация
1. В случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискация).
2. В случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке. Решение о конфискации, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.
74. Особенности права собственности физических и юридических лиц. Особенности права государственной и муниципальной собственности.
ранее в усл господства гос с-ти главн форм индивид присвоен выступ личная сть грн. Она носила произв хар-р от социалист с-ти, что выражалось в 1)распр лишь на предм потребления и мелк срва произва. Необход для индивидуализ труд деят-ти, 2)она им сугубо потребит направленность, 3)ее осн составл трудовые доходы, получ за труд в социалист сист хва. Использ наемного труда запрещалось. С введ института частн соб-ти ограничения, уст для личн соб-ти отпали, в частн источником образования частн с-ти м выступать:1)труд в качве наемных работников, 2)собств эконом деят-ть, не направл на извлечение прибыли 3)предпр дея-ть, осн на собств труде, 4) предпр дея-ть, осн на привлеч наемного труда. С целевой т зр грн вправе использ свое имво как для личн потребл, так и для ведения предпр деят-ти. Суб-ный состав: грне РФ, ин грне, л Б/грва, в отдельн сл-ограничения для иностр и апатридов, в части приобр пр сти на некот виды имва, %они нем бесплатно приватизировать ж/п. Объектный состав: ГК в качве общего правила призн отсутствие видовых, колич и стоимостных ограничений на обты права собти грн… об-ты м подпадать под общ или под спец правовой режимы. Общ реж: в отн об-та нет спец правил, подлеж соблюдению, и что при осущ своих прав грне не м выходить за общ пределы, очерч в ГК. Спец прав реж:-ограничение оборотоспособности об-та, необходимость спец регистр или учета(оружие), особые требов эксплуатации и содержания и т д(зем учки, жил помещ) Основы возникн прсти для грн: наследование по З. получ общесоциал выплат, приватизация. Правосуб-ные особти грн, оказ влияние на содерж и особти осущ прсти: а) % т грне м б наследодателями и распоряж имвом поср-вом соверш завещания, б)существ значение для правового режима имва имеют объем ддеспособности, налич\отсут статуса Инд Предпр, наличие нетрудосп иждевенцев, сост в браке и др.
Собть юл, как и грн отн к частн форм соб-ти. При этом именно юл, а не его участники явл единым и единственным соб-ком. 1. Суб-ный состав: все юл. Кроме унитарн предпр и учреждений. 2. Об-ный сост-как и для грн по общ правилу видовые. Колич, стоимостные огр на об-ты отсутствуют. 3. Осн возникн/прекращ Пр с-ти: формирование имва орг-ии происх за счет внесения вкладов учредителями, участниками, членами по спец правилам; посрвом приобрет имва по иным основаниям(%регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); добровольные имущественные взносы и пожертвования; выручка от реализации товаров, работ, услуг). Возм огранич на формир имва из опред источников (в отн полит партий –от иностр). Вид и орг-прав форма организ предопред порк использ имва, оставш после удовл требов кредиторов. 4. Особти содерж и особти Пр соб-ти 1)на пределы осущ пр сти влияют вид организации. Орг-прав форма, х/р правоспособности орг-ии, 2)различн способы осущ распорядит правомочий собка: по общ прлу ч/з органы, в уст З сл-ч/з участников, 3) в опред прав режима имва велика роль учредит доктов.(%образование спец фондов, исп по спец назначению)
Ранее гос собть явл ведущ формой собти, имевш наибольш удельн вес и пользовавш привилегированной юр защитой (действ правила о неогранич виндикации гос имва, о нераспр исковой давности на виндикац требования). В наст вр. Права всех собков, в т ч публ образований, защищены равн способом. 1) Суб-ный сост: принципиальн измен с сф публичн соб-ти заключ в прекращ сущ-я единого фонда гос собти(Винидиктов) сейчас КРФ и ГК дают сложн структурн модель публ собти, выделяя госную(федеральн, суб-тов РФ) и муницип собть. В соотв с этим Суб-том фед гос соб-ти явл РФ, а для гос сти суб-тов РФ и мун сти харна множественность С-тов. 2.О-ный состав: его особти связ с тем, что отдельн виды имва в соотв с З м нахся т в гос или мун сти, при этом т РФ м принадл люб имво. Отнес гос имва к фед собти и к собти суб-тов РФ д осущ в уст З порке. ГК особо выд-т землю и др природн ресурсы в качве Об-тов Соб-ти, все, что не нах в частн собти – собть госва(прир ресурсы). Поэтому для данных обтов не м возникнуть режим бесхозяйного имва. Разграничение гос соб-ти на землю(на собть РФ, суб-тов РФ и МО) осущ в соотв с ЗК. Гос и мун имво сост из 2х частей:1. из имва, закрепл за унит предпр и учрежд на праве хоз ведения/оперативного управления 2.из казны, кот сост срва бюджета и иное имво. Не закрепл за унитарн предпр и учрежд. 3)некот осн приобрет и прекращ Псти мб использ т публичным образованием: национализация, конфиск, реквизиция, взимание налогов, приватиз. 4) Особти содерж и осущ псти предопред публ хар-ром собти(использ гос/мун имва д преслед цели удовл общ потребностей). Публ образ осущ Псти: а)непоср(%при прин реш о приватиз), ч/з юл и фл, кот действ от имени публ образ, б) опосредованно-ч/з унитарн предприят и учрежд, осущ правомоч влад, польз, распоряж от собств имени. Гос и мун имво: казна, иное.