Без заголовка
25. Несостоятельность (банкротство) юридического лица: понятие, признаки, правовое регулирование, процедуры банкротства (общая характеристика).
Специальные основания для ликвидации: несостоятельность (банкротство) юридического лица, причем если стоимость имущества лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, юр лицо может быть ликвидировано исключительно по правилам о банкротстве. Правовое регулирование банкротства: ст.65 ГК и ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Не могут быть признаны банкротами:
— казенные предприятия, учреждения, политические партии, религиозные организации;
— гос корпорации и гос компании, если иное не установлено законом (пока такое не установлено);
— фонды в случаях, предусмотренных законом (на сегодняшний день не могут быть банкротами фонды исторического наследия президентов РФ, прекративших свои полномочия).
Дела о банкротстве рассматриваются в арбитражных судах, дело может быть возбуждено при условиях: требования к юр лицу в совокупности составляют не менее 100000 рублей; у юр лица имеются признаки банкротства (неисполнение обязательств в течение трех месяцев) п.2 ст.3 ФЗ «о банкротстве...».
При наблюдении запрещается удовлетворение требований своих участников о выделе им доли в его имуществе или выплате ее стоимости в связи с их выходом из состава участников, а также выплата дивидендов, доходов по долям (паям) и распределение прибыли между учредителями (участниками) должника (п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве). Органы управления должника не вправе совершать ряд сделок без письменного согласия временного управляющего, а также не могут принимать решения о реорганизации или ликвидации должника, его участии в иных юридических лицах, выплате дивидендов и размещении эмиссионных ценных бумаг, так как это также может ущемить интересы кредиторов. Лишь акционерное общество – должник вправе в этот период увеличить свой уставный капитал путем размещения по закрытой подписке дополнительных обыкновенных (голосующих) акций за счет вкладов своих участников или третьих лиц, поскольку это способствует улучшению его имущественного положения.
Временный управляющий обязан опубликовать сообщение о введении наблюдения за деятельностью юридического лица, а руководитель должника должен уведомить о введении наблюдения работников и учредителей (участников) юридического лица. Временный управляющий в этот период принимает меры по обеспечению сохранности имущества должника, проводит анализ его финансового состояния, а также созывает и проводит их первое общее собрание. На нем кредиторы с учетом имеющихся сведений, в том числе результатов проведенного временным управляющим анализа финансового состояния должника, принимают решение о его дальнейшей судьбе. Если должнику удалось восстановить платежеспособность и ликвидировать просроченную задолженность, возможно решение кредиторов об обращении в суд с предложением об отказе в признании должника банкротом. Допустимо также принятие решения о заключении мирового соглашения кредиторов с должником.
Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов на срок не более двух лет при наличии утверждаемого судом графика погашения задолженности. Существо финансового оздоровления сводится к тому, что должник производит расчеты с кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности, при нарушении которого лица, предоставившие дополнительное обеспечение кредиторам, за его или за свой счет удовлетворяют их требования в упрощенном порядке (ст. 89 Закона о банкротстве), что значительно укрепляет позиции кредиторов.
Суд также утверждает административного управляющего, который и контролирует выполнение плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, рассматривает отчеты должника по этим вопросам и предоставляет свои заключения об этом общему собранию кредиторов, а также ведет реестр требований кредиторов и созывает их общие собрания. Органы управления должника продолжают осуществлять свои функции (если только арбитражный суд не отстраняет руководителя должника от должности), но ряд сделок они не вправе совершать от имени должника без согласия собрания кредиторов либо без согласия административного управляющего (влекущие ухудшение положения кредиторов).
Финансовое оздоровление может завершаться досрочно как в случае досрочного погашения должником всех требований кредиторов (что влечет прекращение судом производства по делу о банкротстве), так и в случае неоднократного или существенного нарушения сроков удовлетворения требований кредиторов (что может повлечь принятие судом по ходатайству собрания кредиторов решения о введении внешнего управления или об открытии конкурсного производства).
По окончании срока финансового оздоровления арбитражный суд рассматривает его результаты и принимает решение либо о прекращении производства по делу о банкротстве (при полном погашении задолженности и отсутствии или необоснованности жалоб кредиторов), либо о введении внешнего управления (в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника) или о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (п. 6 ст. 88 Закона о банкротстве).
Внешнее управление вводится арбитражным судом на срок не более 18 месяцев, но может быть продлено еще не более чем на 6 месяцев. На период внешнего управления вводится мораторий – отсрочка удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам. Одновременно судом утверждается внешний управляющий, органы юр лица отстраняются от управления.
Внешний управляющий разрабатывает план внешнего управления и представляет его на утверждение собранию кредиторов. План должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, в частности перепрофилирование производства и закрытие нерентабельных производств, продажу части имущества или предприятия должника, увеличение его уставного капитала, замещение активов должника путем создания на базе его имущества открытого акционерного общества и др. Внешний управляющий управляет и распоряжается имуществом должника в соответствии с указанным планом, реализует предусмотренные им меры и информирует о результатах собрание кредиторов. При этом крупные и некоторые другие сделки внешний управляющий вправе заключать лишь с предварительного согласия собрания (комитета) кредиторов. Он вправе отказаться от исполнения должником некоторых заключенных сделок, препятствующих восстановлению его платежеспособности или носящих заведомо убыточный характер.
По результатам своей деятельности внешний управляющий предоставляет отчет собранию кредиторов. В зависимости от этих результатов кредиторы принимают решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством: либо о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника, либо о прекращении производства по делу о банкротстве (в связи с удовлетворением всех требований кредиторов), либо о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Возможно и заключение мирового соглашения кредиторов с должником. После этого внешнее управление считается завершенным. При прекращении производства по делу о банкротстве или при открытии конкурсного производства полномочия внешнего управляющего прекращаются.
Конкурсное производство открывается с момента судебного признания должника банкротом и вводится сроком на один год с возможностью продления не более чем на шесть месяцев. Оно относится к «ликвидационным процедурам», влекущим прекращение деятельности юридического лица – банкрота. С этого момента считается наступившим срок исполнения всех денежных обязательств должника (что уравнивает требования всех кредиторов независимо от сроков их возникновения) и одновременно прекращается начисление пени (неустоек) и процентов по всем видам его задолженности. Совершение сделок с имуществом должника, предъявление требований отдельными кредиторами и исполнение в их пользу теперь допускаются только в порядке конкурса.
Все полномочия по управлению делами должника и распоряжению его имуществом переходят к конкурсному управляющему (а полномочия органов управления и собственника имущества должника соответственно прекращаются). Он вправе требовать признания недействительными совершенных должником сделок и расторжения заключенных им договоров, направленных на уменьшение его имущества; он может предъявлять иски об истребовании имущества должника у третьих лиц, а также принимать иные меры по возврату имущества должника.
После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий представляет собранию (комитету) кредиторов предложения о порядке, сроках и условиях продажи этого имущества, а затем приступает к его продаже на открытых торгах. Имущество должника, которое предназначено для удовлетворения требований кредиторов, составляет конкурсную массу.
Из вырученных от продажи сумм производятся расчеты с кредиторами в соответствии с очередностью их требований. Вне очереди погашаются требования по текущим платежам, причем сначала удовлетворяются требования по платежам, связанным с судебными расходами по делу, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему и оплатой деятельности лиц, привлеченных им в соответствии с требованиями законодательства (например, оценщиков).
Действия конкурсного управляющего контролируются кредиторами и арбитражным судом (ст.143 Закона о банкротстве). По завершении расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет суду отчет с приложением реестра требований кредиторов (с указанием размера погашенных требований) и документов, подтверждающих продажу имущества и погашение требований кредиторов. После рассмотрения отчета управляющего арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, которое является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица – должника. С момента внесения такой записи в указанный реестр (т.е. государственной регистрации) конкурсное производство считается завершенным, а юридическое лицо – ликвидированным.
Банкротство отдельных видов юридических лиц обладает некоторыми особенностями, предусмотренными законодательством. Так, при банкротстве градообразующих организаций допускается введение внешнего управления под поручительство публично-правового образования по обязательствам должника; определенные особенности имеются при банкротстве банков, страховых компаний и иных финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий.
26. Хозяйственные товарищества и общества: общие положения (понятие, виды, особенности). Дочерние и зависимые хозяйственные общества.
ХТО – это коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом (п.1 ст.66 ГК).
ХТ могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества); ХО — в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью (п.п.2, 3 ст.66 ГК).
Товарищества выступают как «объединения лиц», общества – как «объединения капиталов». Объединения лиц предполагают не только имущественное, но и непосредственное личное участие в делах организации, лично-доверительные отношения между участниками.
Особенности ХТО:
1) это организации, основанные на участии (членстве), т.е. организации корпоративного типа.
Следует учитывать, что участниками ХТ должно быть не менее двух лиц, тогда как ХО может иметь и единственного участника. Проект ГК, сохраняя возможность создания обществ с единственным участником (т.н. «компаний одного лица»), устанавливает, вместе с тем, в интересах стабильности оборота положение, в силу которого единственный участник несет субсидиарную ответственность по обязательствам ХО, возникшим в результате исполнения обществом его указаний.
Круг возможных участников зависит от формы организации. Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть лишь индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации, тогда как участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере вправе выступать любые, по общему правилу, граждане и юридические лица.
Законом могут вводиться дополнительные ограничения состава участников. Так:
· учреждения (если иное не установлено законом) и унитарные предприятия могут быть участниками исключительно с разрешения (согласия) собственника (п.4 ст.66 ГК, ст.6 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);
· государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом (п.4 ст.66 ГК). Следует, однако, учитывать, что данный запрет не распространяется на публичные образования (см. п.5 постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. № 19 «О некоторых вопросах применения ФЗ «Об акционерных обществах»).
Опираясь на указанную судебную практику, Проект ГК предполагает уточнение в части того, что государственные органы и органы местного самоуправления не вправе участвовать в хозяйственных обществах и товариществах от своего имени; законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах, за исключением открытых акционерных обществ (п.4 ст.66 ГК).
Набор основных прав и обязанностей участников ХТО закреплен в ст.67 ГК. Участники хозяйственного товарищества или общества вправе:
· участвовать в управлении делами товарищества или общества, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса и законом об акционерных обществах;
· получать информацию о деятельности товарищества или общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном учредительными документами порядке;
· принимать участие в распределении прибыли;
· получать в случае ликвидации товарищества или общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.
· Участники хозяйственного товарищества или общества могут иметь и другие права, предусмотренные настоящим Кодексом, законами о хозяйственных обществах, учредительными документами товарищества или общества.
Участники хозяйственного товарищества или общества обязаны:
· вносить вклады в порядке, размерах, способами и в сроки, которые предусмотрены учредительными документами;
· не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности товарищества или общества.
· Участники хозяйственного товарищества или общества могут нести и другие обязанности, предусмотренные его учредительными документами.
2) обязательным является формирование участниками складочного (для ХТ) или уставного (для ХО) капитала, который разделяется на вклады (доли) участников.
Уставный (складочный) капитал выполняет ряд функций, прежде всего:
— гарантийную (гарантия прав кредиторов);
— материально-образующую (формирование имущественной основы деятельности);
— корпоративную (определение доли участия).
Вкладом в имущество ХТО могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. Денежная оценка вклада участника ХО производится по соглашению между учредителями (участниками) общества и в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке (п.6 ст.66 ГК; привлечение независимого оценщика предусмотрено п.2 ст.15 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и п.3 ст.34 ФЗ «Об акционерных обществах»). Проект ГК вводит новое правило, в соответствии с которым при оплате уставного капитала ХО должны быть внесены денежные средства в сумме не ниже минимального размера уставного капитала.
Особое место в системе ХТО занимает акционерное общество, уставный капитал которого разделяется на акции (ценные бумаги); иные организации не обладают правом на размещение акций (п.7 ст.66 ГК);
3) имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное в процессе деятельности, принадлежит на праве собственности юридическому лицу; участники же имеют не вещные, а обязательственные права (п.1 ст.66, п.2 ст.48 ГК).
С 1 сентября вступают нововведения:
Хозяйственные общества разделены на публичные и непубличные. К первым относятся акционерные общества, акции которых и конвертируемые в такие акции ценные бумаги публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Положения о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.
К непубличным обществам относятся общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества, которые не отвечают признакам публичного общества.
Допускается определять объем правомочий участников непубличного хозяйственного общества не только пропорционально долям в уставном капитале, но и по иным правилам, если это предусмотрено уставом общества или корпоративным договором. Сведения о заключении корпоративного договора и о предусмотренном им объеме правомочий участников общества должны быть внесены в ЕГРЮЛ.
Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество имеет возможность определять решения, принимаемые таким (т.е. дочерним) обществом:
®в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо
®в соответствии с заключенным между ними договором, либо
®иным образом.
Следует учитывать, что взаимоотношения двух обществ могут рассматриваться как взаимоотношения основного и дочернего, в том числе и применительно к отдельной конкретной сделке, в случаях, когда основное общество (товарищество) имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом, либо давать обязательные для него указания (п.31 постановления Пленумов № 6/8).
Правовые последствияквалификации общества в качестве дочернего заключаются в возможности привлечения основного общества (товарищества) к ответственности:
1) основное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний;
2) в случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам;
3) участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом (товариществом) убытков, причиненных по его вине дочернему обществу, если иное не установлено законами о хозяйственных обществах (см. ст.105 ГК).
Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество (но не товарищество!) имеет более 20 % голосующих акций АО или 20 % уставного капитала ООО.
Правовое последствие сводится к тому, что общество, которое приобрело более 20 %, обязано незамедлительно публиковать сведения об этом в установленном законом порядке (см. ст.106 ГК); благодаря этому обеспечивается доступ к информации о крупных участниках хозяйственных обществ. Порядок раскрытия информации определен:
® для ООО — в п.4 ст.6 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
® для АО — п.4 ст.6 ФЗ «Об акционерных обществах» и Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. приказом ФСФР от 10 октября 2006 г. № 06-117/пз-н (см. раздел 8.7).
В Концепции…РФ указывается на целесообразность «отказаться от использования в ГК понятий «преобладающее общество» и «зависимое общество» как не оправдавших себя на практике и не несущих особой смысловой нагрузки». Проект ГК воспринял данную идею (положения о зависимых обществах исключены).
!!! В силу разнопорядковости квалификационных критериев одно и то же общество может быть одновременно и дочерним, и зависимым.
27. Полное товарищество: понятие, фирменное наименование, учредительные документы, управление и ведение дел, реорганизация и ликвидация.
1) Понятие ПТ: это товарищество, участники которого (именуемые «полные товарищи») в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом (п.1 ст.69 ГК).
2) Правовое регулирование:ГК (ст.ст.66-81 и др.); специального закона о ПТ нет!
3) Фирменное наименование ПТдолжно содержать:
— либо имена (наименования) всех его участников и слова «полное товарищество» (например, «Полное товарищество «Иванов А.А. и Петров Б.Б.»);
— либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и слова «полное товарищество» (например, «Полное товарищество «Иванов А.А. и компания») (см. п.3 ст.69 ГК).
4) Учредительный документ ПТ– только учредительный договор. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица. В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава. Учредительный договор полного товарищества должен содержать условия о размере и составе складочного капитала товарищества; о размере и порядке изменения долей каждого из участников в складочном капитале; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов; об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов.
5) Управление и ведение дел в ПТ.
Институт управления направлен на регулирование внутренних отношений, тогда как институт ведения дел – на регламентацию порядка участия ПТ в отношениях с третьими лицами.
Управлениедеятельностью ПТ осуществляется по общему согласию всех участников, однако учредительным договором могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством голосов участников.
По общему правилу при голосовании действует принцип «один участник – один голос»; вместе с тем, учредительным договором может быть оговорен иной порядок определения количества голосов (например, исходя из размера вклада).
Ведение делПТ может осуществляться в трех вариантах:
а) каждый участник вправе действовать от имени товарищества. Это — общее правило;
б) все участники ведут дела совместно. В этом случае для совершения каждой сделки требуется согласие всех участников;
в) ведение дел поручено отдельным участникам. В такой ситуации остальные участники для совершения сделок должны иметь доверенность от участника (участников), на которого возложено ведение дел. Важно учитывать, что полномочия на ведение дел ПТ, предоставленные одному или нескольким участникам, могут быть прекращены судом по требованию одного или нескольких других участников при наличии к тому серьезных оснований (вследствие грубого нарушения обязанностей, обнаружившейся неспособности к разумному ведению дел и пр.).
Второй и третий варианты («б» и «в») ведения дел применяются лишь при специальном указании об этом в учредительном договоре (см. ст.72 ГК).
В отличие от иных организаций в ПТ (а также в товариществах на вере) органы не образуются (ибо товарищества вступают во взаимоотношения с третьими лицами через своих участников – полных товарищей).
6) Имущественная основа деятельности – складочный капитал. См. п.2 ст.73 ГК:
а) требования к минимальному размеру законом не установлены, ибо гарантией погашения возможных долгов является имущество не только ПТ, но и товарищей;
б) порядок формирования: 50 % от вклада каждого участника – к моменту регистрации ПТ; оставшаяся часть – в сроки, установленные учредительным договором, иначе наступает ответственность (уплата 10 % годовых с невнесенной части вклада + возмещение убытков).
7) Правовое положение участников:
а) участниками могут быть не любые граждане и юридические лица, а только индивидуальные предприниматели и коммерческие организации (п.4 ст.66 ГК). При этом лицо вправе выступать участником только одного ПТ (из-за ответственности по долгам ПТ);
б) число участников – не менее 2;
в) права и обязанности участников – знакомиться со всей документацией по ведению дел, участвовать в управлении, участвовать в ведении дел, участвовать в распределении прибыли и нести ответственность.
Обратите внимание: участники обязаны участвовать в деятельности организации!
г) ответственность участников — полные товарищи солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом без ограничения размера; при этом данное правило действует и в отношении участника, выбывшего из ПТ (в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности ПТ за год, в котором он выбыл из ПТ);
д) изменение состава участников – см. ст.ст.76-80 ГК. Обратите внимание:
® передача доли (части доли) в складочном капитале другому участнику либо третьему лицу – только с согласия остальных участников;
® выход из ПТ возможен, но:
— отказ от участия в ПТ, учрежденном без указания срока, должен быть заявлен участником не менее чем за шесть месяцев до фактического выхода;
— отказ от участия в ПТ, учрежденном на определенный срок, допускается лишь по уважительной причине;
® исключение допускается, но только в судебном порядке при наличии:
— единогласно решения остающихся участников +
— серьезных оснований (в частности, вследствие грубого нарушения участником своих обязанностей или обнаружившейся неспособности его к разумному ведению дел).
8) Особенности реорганизации и ликвидации.
а) для ПТ установлены особые случаи ликвидации:
— в товариществе остается единственный участник (такой участник вправе, вместо ликвидации, в течение шести месяцев с момента, когда он стал единственным участником, преобразовать ПТ в хозяйственное общество);
— выход, смерть товарища и т.п., если учредительным договором или соглашением не предусмотрено сохранение ПТ;
б) реорганизация в форме преобразования допускается в товарищество на вере, хозяйственные общества и производственный кооператив.