Без заголовка

39. Государственные и муниципальные унитарные предприятия: понятие, виды и их общая характеристика.

1) Понятие и общая характеристика:

УП – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество (в отличие от всех иных коммерческих организаций, обладающих имуществом на праве собственности!).

Имущество находится в государственной или муниципальной собственности, а самому предприятию принадлежит на ограниченном вещном праве (праве хозяйственного ведения либо оперативного управления); оно является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Кроме того, УП запрещено создавать другое УП путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

В соответствии с этим, в форме унитарных могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия (п.п.1, 2 ст.113 ГК).

В Концепции…РФ говорилось «о бесперспективности данной организационно-правовой формы юридического лица и желательности ее постепенной замены другими видами коммерческих организаций, в том числе хозяйственными обществами с 100%-ным или иным решающим участием публично-правовых образований в их имуществе. Исходя из реальных потребностей федерального государства представляется допустимым сохранение в перспективе лишь федеральных казенных предприятий для некоторых особо важных сфер экономики». Однако, Проект ГК сохраняет положения об унитарных предприятиях (включая казенные).

2) Основные источники правового регулирования:  

® ГК (ст.113-115 и др.);

® ФЗ от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон об УП).

3) Фирменное наименование должно содержать:

для всех УП — указание на собственника имущества (п.3 ст.113 ГК),

для казенных УП – также указание на то, что предприятие является казенным (п.3 ст.115 ГК).

О фирменном наименовании также см. ст.4 Закона об УП.

4) Учредительный документустав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом (п.2 ст.114, п.2 ст.115 ГК).

Помимо общих сведений, он должен, в частности, содержать:

®сведения о предмете и целях деятельности, что обусловлено специальной правоспособностью УП;  

® сведения о размере уставного фонда, порядке и источниках его формирования (за исключением казенных предприятий) (п.1 ст.113 ГК);

® иные сведения, предусмотренные в соответствии со ст.9 Закона об УП.

5) Управление УП осуществляется:

а) его собственником (в лице уполномоченного властного органа), который решает наиболее важные вопросы (создание, реорганизация и ликвидация УП, согласие на совершение крупных и иных сделок и пр. — см. ст.20 Закона об УП);

б) единственным органом УП — руководителем, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен (п.4 ст.113 ГК).

Об управлении УП — см. гл.4 Закона об УП.

6) О реорганизации и ликвидации УПсм. гл.5 Закона об УП.  

Следует учитывать особенности реорганизации УП в форме преобразования:

а) любое УП может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение;

б) федеральное государственное УП может быть также преобразовано в автономную некоммерческую организацию;

в) преобразование унитарного предприятия в организации иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации (ст.34 Закона об УП).

7) Виды УП:

а) в зависимости от формы собственности:

®государственные (федеральные и субъектов РФ) УП;

®муниципальные УП.

При этом необходимо учитывать, что создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, не допускается (п.4 ст.2 Закона об УП);

б) в зависимости от вида вещного права, на котором имущество закрепляется за УП:

® УП, основанные на праве хозяйственного ведения (объем правомочий по распоряжению имуществом достаточно большой);    

® УП, основанные на праве оперативного управления (объем правомочий по распоряжению имуществом максимально ограничен, вследствие чего их именуют казенными).

Данные предприятия могут быть как государственными, так и муниципальными (ранее казенные предприятия являлись лишь федеральными). В Проекте ГК предлагается создавать казенные предприятия только на базе государственного имущества.

40. Некоммерческие организации: понятие, виды, особенности правового статуса. Потребительский кооператив. Общественные и религиозные организации (объединения).

1) НКО не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, хотя с ограничениями вправе заниматься предпринимательской деятельностью, если иное не установлено законом. Так, запрет на предпринимательскую деятельность в настоящее время введен для некоммерческих партнерств со статусом саморегулируемых организаций (п.2 ст.8 ФЗ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О НКО»);

Проект ГК предполагает выделение (помимо основной), иной, приносящей доход деятельности; при этом НКО (кроме казенного учреждения), уставом которой предусмотрено осуществление такой деятельности, должна иметь обособленное имущество, на которое может быть обращено взыскание по ее обязательствам, в размере не менее минимального уставного капитала, предусмотренного для ООО (сейчас такого правила нет);

2) НКО не распределяют полученную прибыль (доходы) между учредителями (участниками). Исключение (!) установлено для потребительского кооператива (п.5 ст.116 ГК);

3) НКО имеют специальную (целевую) правоспособность;

4) действует «двухступенчатый» порядок государственной регистрации (см. ст.13.1 Закона «О НКО»);

5) имущество принадлежит на праве собственностисамой организации (кроме учреждения!);

6) при ликвидации оставшееся имущество направляется на уставные цели и (или) благотворительные цели, если иное не предусмотрено законом (см. ст.48 и п.7 ст.62 ГК, ст.ст.6.1, 20 Закона «О НКО»).

Нормативная база, регламентирующая НКО, обширна. Прежде всего, ее составляют:

® ГК РФ (ст.116-123 и др.);

® ФЗ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», который применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории РФ, постольку, поскольку иное не установлено федеральными законами. Так:

¨он вообще не распространяется на потребительские кооперативы, товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;

¨ действие отдельных статей не распространяется на религиозные организации;

® нормативные акты об отдельных организационно-правовых формах НКО (например, Жилищный кодекс РФ регламентирует товарищества собственников жилья);

® нормативные акты, посвященные конкретным НКО (например, конкретным государственным корпорациям, фондам – Центрам исторического наследия Президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий).

Организационно-правовые формыНКО закрепляются не только в ГК, а и в иных федеральных законах. При этом «количество организационно-правовых форм НКО в действующем законодательстве, — отмечается в Концепции…РФ, — явно избыточно (по различным оценкам — более 20). Единая система правового регулирования организационно-правовых форм НКО отсутствует, а само законодательство о НКО изобилует пробелами, повторами и противоречиями». Проект ГК предлагает исчерпывающим образом закрепить (на уровне кодекса) следующие организационно-правовые формы НКО:

1) формы некоммерческих корпораций:

а) потребительские кооперативы (в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические  или дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы (общества взаимного кредита), фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы);

б) общественные организации (в том числе политические партии, созданные в качестве юридических лиц профсоюзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности и территориального общественного самоуправления);

в) ассоциации и союзы граждан и (или) юридических лиц (в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профсоюзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты);

г) товарищества собственников недвижимости (в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества);

д) казачьи общества;

е) общины коренных малочисленных народов;

2) формы некоммерческих унитарных организаций:

а) общественные, благотворительные и иные фонды;

б) государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные и частные (в том числе общественные) учреждения;

в) автономные некоммерческие организации;

г) религиозные организации;

д) публично-правовые компании.

Общественные и религиозные организации (объединения).

Правовое регулирование:

— ст.117 ГК;

— ФЗ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее — Закон «Об ОО»);

— ФЗ от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях»;

— ФЗ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»; 

— Закон «О НКО» — применяется с существенными изъятиями (см. п.4 ст.1 – для религиозных организаций).    

Обратите внимание:

1) в отличие от ГК, Закон «Об ОО» рассматривает понятие общественного объединения как родовое, охватывающее различные организационно-правовые формы, а именно: 

®общественная организация;

®общественное движение;

®общественный фонд;

®общественное учреждение;

®орган общественной самодеятельности;

®политическая партия (см. ст.7);

2) религиозные объединения подразделяются на группы (не являющиеся юридическими лицами!) и организации (юридические лица!); последние могут быть местными (не менее 10 граждан) и централизованными (не менее 3 местных организаций); 

3) особенности общественных организаций:

Þцель создания – удовлетворение духовных или иных нематериальных потребностей граждан;  

Þорганизация основана на членстве; членами могут быть граждане (по ГК РФ) в количестве не менее 3, а также юридические лица-общественные объединения (по Закону «Об ОО»); 

Þучастники не несут ответственности;

Þучредительный документ – устав.

41. Фонд, учреждение и ассоциации (союзы).

Фонды.Правовое регулирование:

— ст.118-119 ГК;

— Закон «О НКО» (ст.7 и др.).

Обратите внимание:

1) цели создания – общественно полезные (социальные, благотворительные, культурные, образовательные и др.);  

2) организация не имеет членства; учреждается гражданами и (или) юридическими лицами;

3) учредители не несут ответственность

4) учредительный документ – устав;

5) изменение устава органами фонда – только если это предусмотрено уставом (иначе – в судебном порядке!!!);

6) ликвидация фонда – только по решению суда по заявлению заинтересованных лиц и лишь в случаях, предусмотренных законом. Фонд может быть ликвидирован:

·         если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

·         если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

·         в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом.

 

Учреждения. Правовое регулирование:

— ст.120 ГК;

— Бюджетный кодекс РФ (ст.161 и др.);

— ФЗ от 03 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»;

— Закон «О НКО» (с существенными изъятиями) и др. 

Обратите внимание:

1) цель создания – осуществление управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера;

2) организация не имеет членства; создается собственником

3) учреждение может быть частным, государственным и муниципальным:

а)частное – создается гражданином или юридическим лицом:

= финансируется собственником (полностью или частично);

= учреждение отвечает только денежными средствами + собственник несет субсидиарную ответственность. При этом особенность такой ответственности состоит в том, что собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику (см. п.4 постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением ст.120 ГК РФ»);  

б)государственное или муниципальное – создается соответствующим публичным образованием.

Существует три типатаких учреждений – автономное, бюджетное и казенное. Основн4) учредительный документ – устав (либо положение – для казенных учреждений в случаях, установленных законом или иными правовыми актами); 

5) имущество принадлежит учреждению не на праве собственности, а на ограниченном вещном праве (праве оперативного управления). 

 

Ассоциации (союзы). Обратите внимание:

1) цели создания – представление и защита общих, в том числе профессиональных, интересов, достижение общественно полезных и иных некоммерческих целей;

2) организация основана на членстве, которое может быть добровольным и в установленных законом случаях обязательным; членами могут быть юридические лица и (или) граждане; количество учредителей – не менее 5 (если иное не установлено законом);

3) члены не отвечают по обязательствам организации, кроме случаев, когда законом и (или) уставом предусмотрена их субсидиарная ответственность (однако, в случае выхода или исключения бывший член несет субсидиарную ответственность пропорционально своему взносу в течение 2 лет);  

4) учредительный документ – устав.

 

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.
накрутка instagram
Oups
Oups
Была на сайте никогда
55 лет (01.01.1970)
Читателей: 3 Опыт: 0 Карма: 1
все 3 Мои друзья